Автомобильные диски, какой тип предпочесть?
Раз попав на шиномонтажку в разгар сезонной смены резины, автовладелец приходит к мысли, что второй комплект дисков — это серьезная экономия. Как минимум — времени, а если машину предполагается использовать достаточно длительное время, то и денег. Современная промышленность предлагает массу вариантов решения этого вопроса. Чтобы не запутаться в многообразии предложений, коротко рассмотрим, чем отличаются различные варианты.
Колесные диски для современных легковых автомобилей можно разделить по материалу изготовления на стальные и легкосплавные. Кроме того, существует классификация по способу изготовления. Здесь их делят на:
- штампованные диски;
- литые диски;
- кованные диски;
- комбинированные диски.
Рассмотрим особенности, достоинства и недостатки каждого вида дисков.
Штампованные диски
Выполняются из стального проката: отдельно штампуются обод и центральная часть диска, затем они свариваются в единое целое. Качественно сделанные штампованные диски, довольно устойчивы к ударам. Вмятины, даже если они образуются, легко выправить на специальном станке, который есть во многих шиномонтажных мастерских. Однако, даже если таких не оказалось поблизости, придать диску форму близкую к первоначальной можно буквально на «коленке» с помощью молотка и деревянного бруска. Касания бордюров (в пределах разумного) почти не вредят внешнему виду таких дисков: портить здесь особо нечего. К недостаткам этого вида дисков можно отнести их сравнительно большой вес.
Стоит ли пренебречь эстетикой и динамикой в угоду прочности? Ответит на этот вопрос кошелек — стальные диски, как правило, самый дешевый из вариантов.
Литые диски
Эти диски (как и оставшиеся два вида) изготавливаются из легких сплавов, как правило, алюминия, титана и марганца. Монолитный диск изготавливают, заливая горячий металл в форму, затем заготовку обрабатывают и красят.
Технология изготовления позволяет создавать диски самого невероятного дизайна. Эстетика — самое важное достоинство литого диска.
Качественное «литье» чуть легче стальных дисков, и практически такое же прочное. Цена такого удовольствия будет выше, чем у «штамповки», иногда — существенно. Впрочем, на рынке представлено множество производителей, которые предлагают продукцию среднего качества по умеренным ценам. Такое среднестатистическое «литье» имеет довольно большой вес и не любит высоких нагрузок. От удара литые диски мнутся и даже могут лопнуть, при этом выправить удастся далеко не все повреждения. Встречи с бордюрами оставляют на краях диска сколы и царапины, так что на парковке нужно проявлять осторожность.
Кованные диски
Также изготавливаются из легких сплавов, но технология иная. Ее особенности не позволяют экспериментировать с дизайном, он у «ковки» довольно сдержанный, но зато обеспечивают кованным дискам наименьший вес и великолепную прочность по сравнению с первыми двумя типами дисков. Помять «ковку» очень сложно. Часто страдает резина, попавшая между диском и краем ямы, а сам диск остается цел. При особенно сильных ударах металл не мнется, а раскалывается и ремонту не поддается. Отличные эксплуатационные свойства стоят серьезных денег: кованные диски стоят дороже «литья» или «штамповки».
Комбинированные диски
Наконец, последняя, четвертая категория — диски комбинированные или сборные. Современные технологии обработки металла позволили создать сборные диски. Они имеют кованный обод и литую центральную часть. Две части диска скрепляются болтами и объединяют в себе лучшие качества «литья» и «ковки». Разнообразие дизайна, легкость и прочность — все эти качества можно отнести к комбинированным дискам. Единственная причина, по которой не случилось массового перехода автолюбителей и производителей на использование таких дисков — их высокая стоимость.