Шины и новейшие технологии
Шинным компаниям волей-неволей приходится отслеживать появление новых технологий для того, чтобы, опередив конкурентов, своевременно внедрить их в производство.
Как следствие, шины оказались в числе первых изделий, для изготовления которых используются нанотехнологии и наноструктурированные материалы. Да, нано-наука добралась и до шинной промышленности. В результате шины приобрели увеличенную площадь зоны контакта, стали прочнее и эластичнее. У них кардинально уменьшился тормозной путь. Резина обеспечивает безопасность, «прилипая» к дороге. Плюс ко всему на обледенелых трассах она играет роль сдерживающего фактора, не позволяя увеличить скорость.
Безопасность — не единственное требование, предъявляемое к современным шинам. Резина не должна наносить ущерб окружающей среде. Поэтому шинные компании отказываются от применения технического углерода. Нанотехнологии обеспечили появление так называемой «белой» сажи — модифицированного диоксида кремния. Казалось бы, вариант идеальный. Шины экологичны, уровень шума минимальный, а сцепные характеристики поднялись на более высокий уровень. Как ни странно, но, несмотря на очевидные достоинства, первые модели шин не пользовались спросом у покупателей. Причина заключалась не в увеличенной стоимости резины, а в том, что она приобрела совершенно непривычный для шин цвет — светло-серый. Компаниям пришлось срочно вносить в производственный цикл еще один этап: добавление сажи в качестве красителя.
Компания Goodyear пошла еще дальше, решив заменить исходное сырье для изготовления шин. Вместо натурального каучука, стоимость которого увеличивается год от года, и синтетического, производство которого напрямую зависит от поставок нефти, специалисты компании предложили использовать сахар. Разработки биотехнической фирмы Genencor — партнера шинного производителя увенчались созданием особого вида микроорганизмов. Эти невидимые глазом существа способны превращать в резиновое сырье промышленный неочищенный сахар. В конце прошлого года были выпущены опытные модели таких шин. Велика вероятность того, что в ближайшие годы эксперимент плавно перерастет в промышленное производство.