Средства экономии топлива в современных автомобилях
Для начала заглянем в прошлое. Прежде чем рассказывать о технических нюансах устройств экономии топлива, давайте разберёмся, для чего предназначен карбюратор. С помощью этого механического устройства формировалась и подавалась в двигатель топливная смесь. В течение нескольких десятилетий существования карбюратора его конструкция постоянно видоизменялась.
Система многоточечного впрыскивания топлива. Подача горючего в устройстве осуществляется несколькими форсунками, каждая из которых направляет топливную смесь в отдельный цилиндр. Формирование же топливной смеси осуществляется возле впускного клапана (в пределах впускного коллектора). Многоточечная (распределённая) система подачи топлива является самым распространённым вариантом доставки топливной смеси в камеру сгорания каждого цилиндра мотора. По способам подачи горючего распределённая система впрыскивания подразделяется на систему одновременной доставки топлива, систему попарно-параллельной доставки топлива и систему фазированного впрыскивания.
При одновременном впрыскивании топливной смеси все форсунки оказываются в открытом положении. Этот вариант подачи топлива является самым простым. Он в данный момент уже не используется из-за чрезмерного расхода топлива.
При попарно-параллельном впрыскивании топливной смеси открытие форсунок осуществляется попарно (при установке 4-цилиндровых моторов). Этот способ подачи горючего применяется в современных автомобилях в режиме аварии, когда выходит из строя датчик фиксации положения распределительного вала.
Стоит отметить, что система непосредственного впрыскивания топливной смеси является самой экономной. При сравнении с устройствами распределённого впрыскивания экономится до 20% бензина. Недостатком таких устройств является их большая восприимчивость к качеству горючего.
Рассмотрев автомобили с бензиновыми двигателями, переходим к машинам, работающим на дизеле. В современных машинах дизельные двигатели уже не грохочут подобно тракторам и не пускают сзади шлейф густого и чёрного дыма.
Применение турбин. Современные европейские стандарты моторостроения вынуждают производителей снижать объёмы двигателей и уменьшать расход топлива, сохраняя и повышая при этом его мощность и динамику. В таких случаях разработчикам ничего не остаётся, как использовать турбину. В основу принципа работы турбины положено использование энергии отработанных газов. В подобного рода моторах турбины раскручиваются с помощью выхлопных газов. В свою очередь в цилиндрах нагнетается раскрученный турбиной воздух. С использованием наддува в мотор подаётся больше воздуха и больше топлива (с помощью форсунок). В результате в камерах сгорания каждого из цилиндров оказывается больше топливной смеси, которая благодаря повышенному давлению сгорает гораздо интенсивнее. В результате моторы становятся более экономичными и мощными.