Восстановление аккумулятора
Автомобильный аккумулятор — вещь не вечная, и рано или поздно выходит из строя. Но регулярно добавлять к итак немаленькому списку расходов на содержание авто еще и стоимость аккумуляторной батареи не хочется никому, тем более, если есть шанс ее реанимировать.
Правильная эксплуатация может продлить срок использования АКБ, но рано или поздно появляются тревожные звоночки вроде неспособности долго держать заряд и трудностей с зарядкой. В отдельных случаях спасти батарею вряд ли получится, но, определив, что за неисправность автомобильного аккумулятора произошла в данном случае, можно продлить ему жизнь на некоторый срок.
Одна из самых распространенных проблем — сульфатация пластин, при которой АКБ не хватает мощности для обеспечения полноценной работы стартера. Главные признаки сульфатации — повышенное напряжение на электродах, закипание электролита, перегрев пластин, снижение емкости. Часто встречается разрушение угольных пластин, о котором можно сделать вывод по темному цвету электролита. Иногда свинцовые пластины батареи могут замыкать — при этом легко отметить перегрев одной из секций АКБ; проблема решается заменой. Если оставить не полностью заряженную АКБ на морозе, может быть нарушена целостность корпуса. Если дело дошло до закипания электролита и коротких замыканий в оболочке, восстановить аккумулятор не удастся.
В случае, когда после диагностики батарея подает признаки жизни, можно задуматься, как восстановить аккумулятор. Для лечения небольших повреждений пластин следует промыть его дистиллированной водой, пока она не станет прозрачной, и осмотреть пластины: если те осыпались, без замены не обойтись. Когда же повреждения незначительны, стоит удалить осыпавшиеся частички и подготовить раствор свежего электролита плотностью 1.28 г/куб. см и десульфатирующей присадки в соответствии с указаниями производителя. Приблизительно через 48 часов этим раствором можно наполнить корпус батареи и замерить плотность. После выкручивания пробок подсоединяется зарядное устройство; следует несколько раз зарядить / разрядить аккумулятор в соответствии с правилами. После успешной зарядки к нему присоединяют любой потребитель электричества и разряжают до отметки 10.2 В (напряжение на клеммах), затем повторяют цикл. После восстановления емкости добавляют немного десульфатирующей присадки и закручивают пробки. Восстановленная таким методом АКБ служит не менее года.
Есть и более быстрые методы реанимации аккумулятора: сначала его полностью заряжают, затем сливают старый электролит, промывают АКБ дистиллированной водой и заполняют спецраствором, содержащим 2 % трилона Б и 5 % — аммиака. После этого батарею оставляют на 45—60 минут для десульфатации, после чего при необходимости повторяют вышеописанную последовательность действий. Когда обработка пластин завершена, аккумулятор опять промывают и заливают свежий электролит, после чего заряжают током номинальной силы.
Применение таких методов можно ненадолго отсрочить, если процесс эксплуатации АКБ будет правильным: раз в два месяца проверяйте плотность электролита и его уровень, заряжайте батарею током, который в 10 раз меньше номинальной емкости, зимой не оставляйте ее на морозе и повысьте плотность электролита до показателя 1.40 г/куб. см.