Что делать при перегреве двигателя
В противном случае двигатель за довольно короткий промежуток времени приходит в негодность. Выходят из строя маслосъемные колпачки, прокладка головки блока цилиндров, вкладыши, нарушается плоскость головки и блока цилиндров. Самым тяжелым последствием перегрева является заклинивание коленвала. Однако, что делать, если автомобиль перегрелся в пути? Как обнаружить неисправность и добраться до ремонта?
Первоначальные действия
Глушить автомобиль сразу после остановки можно только в случае незначительного подъема температуры ОЖ. При нахождении стрелки указателя температуры в красной зоне или около нее следует включить обогреватель салона на полную мощность и выключить все потребители электроэнергии, снизив таким образом нагрузку на генератор и двигатель. Помимо этого, рекомендуется открыть капот, обеспечив тем самым приток свежего прохладного воздуха к двигателю.
Все вышеуказанные действия необходимы, так как после остановки двигателя прекращается циркуляция тосола или антифриза по системе охлаждения. От раскаленных цилиндров перестает отводиться излишнее тепло, что практически во всех случаях приводит к серьезным повреждениям двигателя. Глушить силовой агрегат допустимо только в случаях, когда предпринятые меры не приносят результата и температура продолжает подниматься.
Неисправности вентилятора охлаждения
Существует несколько причин, приводящих к перегреву двигателя. Так, наиболее частой из них является выход из строя вентилятора охлаждения или цепи его включения. Как правило, в таких случаях перегрев возникает в городском цикле движения. Для охлаждения мотора на трассе хватает набегающего потока воздуха.
Проверить работоспособность вентилятора легко. Для этого необходимо включить зажигание и визуально убедиться, вращаются или нет лопасти. В случае, если срабатывания вентилятора не происходит, можно отсоединить «фишку» с датчика температуры и замкнуть провода между собой. Начало вращения лопастей будет свидетельствовать об отказе датчика температуры. В таком случае следует оставить контакты датчика замкнутыми и продолжить движение в штатном режиме. Постоянно вращающийся вентилятор не даст температуре подняться до критических отметок.
Если кулер не реагирует на замыкание контактов датчика, можно удлинить его провода и подать электропитание непосредственно с клемм аккумулятора. Успех подобного метода позволит диагностировать обрыв в сети питания вентилятора. В противном случае можно говорить об отказе электродвигателя рассматриваемого элемента системы охлаждения. С вентилятором, подключенным «напрямую», можно продолжать движение, избегая высоких оборотов двигателя. При полном его выходе из строя ехать можно только по пустым дорогам, со средней скоростью, обеспечивая при этом адекватный обдув радиатора охлаждения.
Неисправности радиатора охлаждения
Единственной неисправностью радиатора, способной вызвать резкий перегрев, является его пробой.
При этом охлаждающая жидкость под давлением выплескивается на дорогу, оставляя систему охлаждения пустой. Проверить наличие ОЖ в системе можно визуально, а также путем включения отопителя салона на полную мощность. Холодный воздух, идущий при этом из дефлекторов, будет являться свидетельством отсутствия или значительного недостатка ОЖ в системе охлаждения.
Единственным методом, позволяющим добраться до ремонта при пробое радиатора охлаждения, является строгий контроль температуры двигателя и долив жидкости по мере ее вытекания. В критических ситуациях можно использовать обыкновенную воду. Однако после ремонта ее необходимо удалить из системы охлаждения. При значительных повреждениях радиатора транспортировать автомобиль можно только путем буксировки или на эвакуаторе.
Неисправности термостата
Выявить неисправность термостата можно путем прощупывания радиатора охлаждения и его нижнего патрубка.
При этом патрубок будет холодным, а нижняя часть радиатора значительно холоднее верхней. Подобная симптоматика позволяет диагностировать заклинивание термоэлемента в закрытом положении и отсутствие циркуляции ОЖ по большому кругу.
Для того, чтобы доехать до ремонта, необходимо разобрать корпус термостата и полностью демонтировать поврежденный элемент. После выполнения манипуляции следует восполнить потерю охлаждающей жидкости аналогичным составом или водой.
Установить термостат на место и заменить ОЖ (если для долива использовалась вода) рекомендуется в кратчайшие сроки.
Неисправности насоса ОЖ
Характерным признаком неисправности насоса охлаждающей жидкости является увеличение температуры двигателя при движении по трассе. В городе перегрев отсутствует. Данный факт связан с недостаточной циркуляцией ОЖ при высоких оборотах двигателя.
Признаки неисправности насоса требуют от водителя продолжать движение, снизив скорость. Как правило, при уменьшении оборотов мотора до показателя в 2—2.5 тысячи в минуту температура снижается до допустимых значений.
Другие неисправности
Помимо всего вышесказанного, перегрев может быть вызван и другими, более серьезными причинами. К ним можно отнести пробой прокладки ГБЦ, трещины блока и головки цилиндров, значительное засорение системы охлаждения накипью и т. д. К сожалению, устранить подобные неполадки в дороге практически невозможно.