Стук рулевой рейки: диагностика и ремонт

Стук в системе рулевого управления — не лучшее, что может услышать владелец автомобиля, так как разные посторонние звуки часто являются признаком поломок разной степени серьезности, которые в отдельных случаях провоцируют аварийную ситуацию. Если вы заметили тревожный сигнал, не затягивайте с визитом в автосервис — стоит перестраховаться и устранить проблему, не дожидаясь, пока она проявит себя в полную силу.
Определить только по звуку, какой именно узел рейки неисправен, не удастся — пусть диагностикой и ремонтом занимаются квалифицированные мастера, а самостоятельные попытки могут лишь усугубить ситуацию и увеличить чек за работы. Неудачная диагностика порой приводит к тому, что к повреждению рейки добавляются и поломки рулевых тяг.
Если в дороге вы услышали странные звуки, рекомендуется следовать такому порядку действий:
- остановитесь на обочине, если это возможно, и не трогайтесь с места, пока приблизительно не определите, в чем именно проблема и позволяет ли она продолжить движение;
- при заглушенном моторе поверните руль в разные стороны для проверки свободного люфта;
- увеличенный люфт — признак повышенного износа внутренней части рулевой рейки, которую надо заменить;
- если на крайних моментах слышно постукивания, скорее всего, дело в рулевых наконечниках;
- откройте капот и осмотрите рейку — нет ли повреждений, целы ли пыльники;
- если в подкапотном пространстве ничего не вызывает подозрений, следует аккуратно добраться до СТО, где мастер найдет неполадку и предложит варианты ее устранения.
Обычно в иномарках японского, корейского и немецкого происхождения рулевая рейка не ремонтируется, а меняется целиком, что стоит дороже. Ремонт возможен, если проблема в изогнутых тягах или наконечниках, с которыми можно разобраться отдельно, при другом раскладе безопаснее сделать замену рулевой рейки. Что касается отечественных автомобилей, есть шанс на починку в ряде случаев:
- внутренняя часть механизма цела, и важные детали не надо менять;
- корпус рейки не имеет повреждений;
- механизм будет исправным, если сменить периферийные запчасти;
- чтобы устранить стук, следует заменить пыльники;
- рейка подтягивается регулировочным болтом.
Нередко такие ремонтные работы лишь ненадолго устраняют проблему, и через некоторое время приходится заниматься ими повторно. Лучше сразу заменить рулевую рейку, не тратя лишнее время и не ставя под угрозу безопасность водителя и пассажиров. Своевременная установка нового элемента надолго избавит владельца от головной боли и трат на эвакуаторы.
На некоторых авто — отечественных и бюджетных — можно самостоятельно заменить рейку, если не предусмотрен усилитель. Крепеж и принципы работы системы в таких машинах практически одинаковы, и сделать ремонт будет не так сложно:
- отсоедините рейку от тяг с использованием ключа-головки;
- найдите под педалями водителя страховочное крепление и открутите его;
- открутите крепежные болты, чтобы окончательно отсоединить рейку;
- снимите переднее левое колесо и выньте механизм (можно использовать яму, домкрат или эстакаду);
- установите и зафиксируйте новую рейку, не перетягивая болты и не оставляя их незатянутыми;
- проверьте, все ли выполнено в соответствии с инструкцией, покрутите рулем, попробуйте проехаться на минимальной скорости — если все работает нормально, и нет сторонних звуков, значит, все сделано правильно.
Такую замену стоит делать лишь опытным автомобилистам, которые разбираются в устройстве своего транспортного средства. Новичкам в этом деле надо обратиться к специалистам, которые сделают все качественно и за приемлемые деньги.
От того, как функционирует рулевая рейка, зависит управление автомобилем, его поведение на дороге, поэтому не следует недооценивать возможные проблемы. При появлении сторонних звуков, которые могут быть признаками поломки, лучше сразу обратиться к мастерам для устранения неполадок.