Техника вождения в сложных условиях: как выбраться из снежного плена
Одной из них является пробуксовка колес транспортного средства в снегу, приводящая к невозможности тронуться с места. Наиболее часто пробуксовка возникает при проезде по заснеженным дорогам, выездах на природу.
Техника трогания с места в глубоком снегу
На практике всем нам довольно часто приходится наблюдать картину, когда водитель легкового автомобиля, почувствовав, что колеса при трогании с места пробуксовывают, начинает сильнее нажимать на педаль акселератора.
Дело в том, что пробуксовка колес возникает в ситуациях, когда крутящий момент, передаваемый двигателем, превышает силу сцепления покрышек с дорогой. Добавляя обороты, водитель еще сильнее увеличивает эту разницу, не позволяя колесам зацепиться за поверхность и еще больше закапывая автомобиль в снег.
Трогаться с места в глубоком снегу или на льду необходимо с минимально возможными оборотами двигателя, чтобы колеса не проворачивались, а медленно накатывались на слой снега, сминая его и продвигаясь дальше. Технически данный маневр выполняется путем «поигрывания» педалью сцепления или троганием на второй передаче.
Однако автомобиль, застрявший глубоко в снегу, вывести из снежного плена с использованием только пониженного крутящего момента не удастся. Для этого существуют другие, более действенные, методики, речь о которых пойдет ниже.
Выезд враскачку
Если ситуация позволяет двигать автомобиль хотя бы на полметра вперед и назад, выезд выполняется методом раскачки. Перед его выполнением рекомендуется немного подготовить дорогу. Для этого рыхлый снег по возможности очищают, на голом льду делают насечки подручным инструментом, дорогу посыпают солью, песком, опилками.
Суть метода заключается в том, что автомобиль заставляют двигаться в нужном направлении с периодическими откатами к прежнему положению.
- Автомобиль плавно двигают вперед на первой или второй передаче;
- После достижения крайней точки возможного диапазона движения выжимают сцепление, позволяя транспортному средству откатиться в крайнюю заднюю точку;
- Как только автомобиль достиг крайнего положения, сцепление отпускают и возобновляют движение вперед.
Описанную процедуру выполняют несколько раз, до того момента, как колеса пробьют снежную целину и выедут на твердую поверхность.
Создание подушки под колесами
В случаях, когда метод раскачки неосуществим или с его помощью не удается достигнуть нужных результатов, прибегают к методике создания твердой подушки под пробуксовывающими колесами. Для этого автомобиль необходимо приподнять домкратом так, чтобы колеса оторвались от земли. После этого под них подсовывают древесные ветки, грубую ткань, насыпают щебень, опилки, песок. Процедуру выполняют поочередно с правым и левым колесом. К моменту подъема второго колеса первое должно быть уже опущено.
Стоит заметить, что наилучшего результата удается достичь при использовании тонких и длинных древесных веток.
Перед попыткой тронуться имеет смысл разложить ветки не только непосредственно под колесами автомобиля, но и на расстоянии нескольких метров по предполагаемому направлению движения. Это позволит транспортному средству набрать скорость, которая необходима, чтобы беспрепятственно выехать со сложного участка.
Выезд на тросе
При неэффективности вышеописанных методик, автомобиль вытаскивают с помощью буксира и троса. Необходимо, чтобы буксирующий автомобиль стоял на твердой поверхности или обладал функциями внедорожника (полный привод, блокирующийся дифференциал, понижающая передача). В противном случае в процессе буксировки он также может закопаться в снег и застрять.
Трос, используемый для подобной буксировки, должен быть железным. В целях безопасности его в нескольких местах фиксируют к тонкой веревке или ленте, закрепленной между автомобилями с небольшим провисанием. При обрыве троса данная мера позволит избежать травмирования водителей или повреждения транспортных средств.
Первую попытку буксировки осуществляют плавно, без рывков. При этом водитель буксируемого автомобиля включает передачу и помогает буксировщику. Если этого оказывается недостаточно, возможно использование метода рывка.
Экстремальные методики
Все вышеописанные способы сдвинуть застрявший автомобиль с места являются популярными и широко используемыми. Однако существуют и более редкие методики выезда. Так, некоторые опытные водители рекомендуют использовать длинную веревку, продетую сквозь буксировочную проушину автомобиля, протянутую в два слоя до ближайшего дерева и привязанную к нему. При этом для того, чтобы вытащить автомобиль, ветви веревки скручивают между собой с помощью палки. Данный метод опасен, так как вырвавшаяся из рук палка способна серьезно травмировать человека.
Вместо веревки можно использовать ручную лебедку. Данный метод сходен с методом скручивания веревки, однако более безопасен. Стоит помнить, что трос должен фиксироваться лентой, как и в случае выдергивания автомобиля буксировщиком.
Помимо этого, некоторым водителям удавалось выехать, поставив буксующий автомобиль на передачу и спокойно дождавшись, пока вращающиеся на месте колеса не растопят снег и не достигнут твердой поверхности.